ЕАЭС
Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.
Сотрудничество по аккредитации в рамках ЕАЭС осуществляется на основании Договора о ЕАЭС, а именно:
- статьи 54 "Аккредитация" раздела Х "Техническое регулирование" ,
- Приложение №9 к Договору о ЕАЭС «Протокол о техническом
регулировании в рамках Евразийского экономического союза»;
- Приложение №10 к Договору о ЕАЭС «Протокол о проведении
согласованной политики в области обеспечения единства измерений»;
- Приложение
№11 к Договору о ЕАЭС «Протокол о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке
соответствия».
Согласно Приложению № 9 к Договору о ЕАЭС "Протокол
о техническом регулировании в рамках ЕАЭС" п.5 "...Аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), осуществляющие работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом Союза требованиям, должны быть включены в ЕДИНЫЙ РЕЕСТР органов по оценке соответствия Союза". Обновление данных Реестра по Республике Беларусь (национальная часть Единого реестра) осуществляется БГЦА на регулярной основе.
БГЦА является членом рабочих органов Евразийской экономической комиссии:
- Консультативного комитета по техническому
регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- Подкомитета по техническому регулированию и оценке
соответствия при Консультативном комитете по техническому регулированию,
применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- Подкомитета по обеспечению единства измерений при Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Сотрудничество с органами по аккредитации государств-членов ЕАЭС направлено на реализацию статьи 54 и Приложения №11 Договора о ЕАЭС (тексты приводятся ниже):
Статья 54 Договора о ЕАЭС
Аккредитация
1. Аккредитация в рамках Союза осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) гармонизация правил и подходов в области аккредитации с международными стандартами;
2) обеспечение добровольности аккредитации, открытости и доступности информации о процедурах, правилах и результатах аккредитации;
3) обеспечение объективности, беспристрастности и компетентности органов по аккредитации государств-членов;
4) обеспечение для заявителей на аккредитацию равных условий в отношении аккредитации и обеспечения конфиденциальности информации, полученной при аккредитации;
5) недопустимость совмещения одним органом государства-члена полномочий по аккредитации с полномочиями по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных органов по оценке соответствия государств-членов (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров));
6) недопустимость совмещения одним органом государства-члена полномочий по аккредитации и по оценке соответствия.
2. Аккредитацию органов по оценке соответствия проводят органы по аккредитации государств-членов, уполномоченные в соответствии с законодательством государств-членов на осуществление этой деятельности.
3. Орган по аккредитации одного государства-члена не должен конкурировать с органами по аккредитации других государств-членов.
Для недопущения конкуренции органов по аккредитации государств-членов орган по оценке соответствия одного государства-члена обращается в целях аккредитации в орган по аккредитации того государства-члена, на территории которого он зарегистрирован в качестве юридического лица.
В случае если в орган по аккредитации одного государства-члена в целях аккредитации обращается орган по оценке соответствия, зарегистрированный на территории другого государства-члена в качестве юридического лица, данный орган по аккредитации информирует об этом орган по аккредитации того государства-члена, на территории которого зарегистрирован орган по оценке соответствия. В указанном случае допускается проводить аккредитацию органами по аккредитации государств-членов, если орган по аккредитации того государства-члена, на территории которого зарегистрирован данный орган по оценке соответствия, не осуществляет аккредитацию в требуемой области. При этом орган по аккредитации государства-члена, на территории которого зарегистрирован орган по оценке соответствия, имеет право выступить в качестве наблюдателя.
4. Органы по аккредитации государств-членов осуществляют взаимные сравнительные оценки с целью достижения равнозначности применяемых процедур.
Признание результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия государств-членов осуществляется согласно приложению № 11 «Протокола о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия» к настоящему Договору.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
к Договору о
Евразийском экономическом союзе
ПРОТОКОЛ
о признании
результатов работ по аккредитации
органов по оценке соответствия
1. Настоящий
Протокол разработан в соответствии с разделом X Договора о
Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) и определяет условия
взаимного признания результатов работ по аккредитации органов по оценке
соответствия.
2. Понятия,
используемые в настоящем Протоколе, означают следующее:
«апелляция»
– обращение органа по оценке соответствия в орган по аккредитации о пересмотре
решения, принятого органом по аккредитации в отношении данного органа по оценке
соответствия;
«аттестация
эксперта по аккредитации» – подтверждение соответствия физического лица
установленным требованиям и признание его компетентности по проведению работ по
аккредитации;
«жалоба» –
заявление, содержащее выражение неудовлетворенности действиями (бездействием)
органа по оценке соответствия или органа по аккредитации со стороны любого лица
и требующее ответа;
«заявитель
на аккредитацию» – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с
законодательством
государства-члена и претендующее на получение аккредитации в качестве органа по
оценке соответствия;
«орган по
аккредитации» – орган или юридическое лицо, уполномоченные в соответствии с
законодательством государства-члена на проведение аккредитации;
«технический
эксперт» – физическое лицо, обладающее специальными знаниями в определенной
области аккредитации, привлекаемое и назначаемое органом по аккредитации для
участия в аккредитации органов по оценке соответствия и включенное в реестр
технических экспертов;
«эксперт по
аккредитации» – физическое лицо, аттестованное и назначенное органом по
аккредитации в установленном законодательством государства-члена порядке для
проведения аккредитации органов по оценке соответствия и включенное в реестр
экспертов по аккредитации.
3. Государства-члены
осуществляют гармонизацию законодательства в сфере аккредитации посредством:
принятия
правил в области аккредитации на основании международных стандартов и иных
документов, принятых международными и региональными организациями по
аккредитации;
применения
межгосударственных стандартов в области аккредитации, разработанных на основе
международных стандартов;
обеспечения
и организации проведения межлабораторных сравнительных испытаний
(межлабораторных сличений);
обмена
информацией в области аккредитации на основе принципов открытости информации,
безвозмездности и своевременности.
Государства-члены взаимно признают
аккредитацию органов по оценке соответствия (в том
числе органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)) в
национальных системах аккредитации государств-членов при выполнении органами по
аккредитации положений статьи 54 Договора.
4. Органы
по аккредитации осуществляют следующие полномочия:
1)
осуществляют формирование и ведение:
реестра
аккредитованных органов по оценке соответствия;
реестра
экспертов по аккредитации;
реестра
технических экспертов;
национальной
части единого реестра органов по оценке соответствия Союза;
2)
предоставляют в интегрированную информационную систему Союза сведения из
реестров аккредитованных органов по оценке соответствия, экспертов по
аккредитации и технических экспертов, а также иные сведения и документы,
касающиеся аккредитации и предусмотренные Договором;
3) предоставляют
возможность представителям органов по аккредитации осуществлять взаимные
сравнительные оценки с целью достижения равнозначности применяемых в
государствах-членах процедур;
4)
рассматривают и принимают решения в отношении апелляций, поданных органами по
оценке соответствия о пересмотре решений, принятых органом по аккредитации в
отношении этих органов по оценке соответствия;
5) рассматривают
и принимают решения в отношении жалоб, поступающих от физических или
юридических лиц государств-членов на деятельность органов по аккредитации, а
также на деятельность аккредитованных ими органов по оценке соответствия.
5. Актуальная
информация об органе по аккредитации предоставляется им в Комиссию для
размещения на официальном сайте Союза в сети Интернет.
6. В целях обеспечения равноценного уровня
компетентности экспертов по аккредитации и технических экспертов органы по
аккредитации обеспечивают гармонизацию требований, предъявляемых к
компетентности экспертов по аккредитации и технических экспертов.