Порядок аккредитации с целью реализации требований ТР ЕАЭС (ТР ТС)
Государственное предприятие «БГЦА» в рамках реализации Договора о Евразийском экономическом союзе проводит работы по аккредитации, в том числе актуализацию и расширение области аккредитации органов по оценке соответствия, выполняющих работы по обязательной оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, и принимает решение о включении их в национальную часть ЕДИНОГО РЕЕСТРА органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза
.
Для корректной работы Единого реестра необходимо использовать браузеры Internet Explorer (версия 9 и выше) или Google Chrome (версия 31 и выше).
Законодательная основа
Пунктом 2 Статьи 54 Договора о Евразийском экономическом союзе определено, что аккредитацию органов по оценке соответствия проводят органы по аккредитации государств-членов, уполномоченные на осуществление этой деятельности в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014) определено, что работы по оценке соответствия требованиям, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза, осуществляют аккредитованные органы по оценке соответствия, в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), включенные в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее – Единый реестр).
Пунктом 1.9 Статьи 49 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 N 437-З "Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия" определено, что орган по аккредитации формирует и ведет национальную часть Единого реестра в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза, а именно пунктом 4 протокола о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия (Приложение № 11 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014).
Критерии включения органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и инспекционных органов в Единый реестр, а также правила формирования и ведения Единого реестра определены в Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия, в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения, утвержденном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. № 100 (в ред. Решения Совета ЕЭК от 22.05.2023 № 62).
Пунктом 2 Статьи 23 Договора о Евразийском экономическом союзе установлено, что информационное взаимодействие при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС осуществляется с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС.
Решением Коллегии ЕЭК от 10.05.2016 № 38 утверждены технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса № 36 «Формирование и ведение единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров))» (в ред. Решения Коллегии ЕЭК от 24.01.2017 № 9, от 21.10.2019 № 183).
Рапоряжением Коллегии Комиссии от 1 апреля 2024 г. № 38 с 1 июля 2024 г введен в действие общий процесс № 36 «Формирование и ведение единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров))».
Структура и поисковая система Единого реестра
Единый реестр состоит из разделов, содержащих сведения:
об органах по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТС) и(или) продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620 (далее – Единый перечень);
об испытательных лабораториях (центрах), выполняющих работы по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТС), продукции, включенной в Единый перечень, продукции на соответствие единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, единым ветеринарно-санитарным требованиям и (или) единым карантинным фитосанитарным требованиям;
об органах инспекции, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС (ТС).
Для поиска органов по оценке соответствия по определенным параметрам необходимо открыть панель фильтров и задать/вписать нужные значения.
После применения фильтра будет сформирован список органов по оценке соответствия, подходящих по заданным параметрам.
Для получения подробной информации об определенном органе по оценке соответствия и его области аккредитации необходимо открыть карточку соответствующего органа по оценке соответствия, кликнув дважды на его наименование.
В целях получения Выписки из Единого реестра можно загрузить(скачать) файл в формате .pdf из карточки органа по оценке соответствия.
Критерии включения органов по оценке соответствия в Единый реестр
В соответствии с Порядком включения аккредитованных органов по оценке соответствия, в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения (далее – Порядок), утвержденном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. № 100 (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии №62 от 22 мая 2023 г.) едиными критериями включения в национальную часть Единого реестра для всех органов по оценке соответствия являются:
наличие регистрации органа по оценке соответствия или организации, в состав которой входит орган по оценке соответствия, в качестве юридического лица на территории государства-члена ЕАЭС в соответствии с его законодательством и осуществление деятельности на территории этого государства;
наличие действующей аккредитации, присвоенной уполномоченным органом государства-члена ЕАЭС, на территории которого зарегистрирован орган по оценке соответствия;
наличие в области аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра) продукции, подлежащей оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТС) или продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620 (далее – Единый перечень);
соответствие образования и опыта работы руководителя органа по оценке соответствия (органа по сертификации, испытательной лаборатории, инспекционного органа) его заместителей (при наличии) требованиям законодательства Республики Беларусь;
отсутствие выявленных в течение 1 года случаев необоснованной выдачи документов, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства Республики Беларусь или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТС);
отсутствие выявленных в течение 1 года случаев массовой и (или) систематической
необоснованной выдачи документов.
В отдельности для каждого типа органов по оценке соответствия установлены следующие критерии включения в национальную часть Единого реестра:
для органов по сертификации
- наличие в штате органа по сертификации экспертов (экспертов-аудиторов) в области оценки соответствия по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, осуществляющих деятельность по оценке (подтверждению) соответствия на основе трудового договора в одном органе по сертификации;
- отсутствие в штате органа по сертификации лиц, допустивших нарушения процедур оценки соответствия, повлекших необоснованную выдачу документов:
а) нарушение области аккредитации;
б) нарушение схемы сертификации;
в) нарушение требований по идентификации продукции;
г) нарушение требований к отбору образцов (проб) продукции;
д) нарушение требований к формированию программы исследований (испытаний) и измерений продукции;
е) нарушение требований к проведению исследований (испытаний) и измерений продукции.
Примечание. К нарушениям не относятся технические ошибки (описки, опечатки, грамматические ошибки).
для испытательных лабораторий (центров)
- наличие у испытательной лаборатории (центра) на законном основании помещений и оборудования, обеспечивающих проведение исследований (испытаний) и измерений характеристик (показателей) продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации, на соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТС), а также продукции, включенной в Единый перечень.
- К нарушениям испытательными лабораториями (центрами) процедур оценки соответствия, повлекших необоснованную выдачу документов, относятся:
а) нарушение области аккредитации;
б) нарушение требований к отбору образцов (проб) продукции;
в) нарушение требований к подготовке или обработке испытываемого образца;
г) нарушение применения метода исследования (испытания) и измерения продукции;
д) нарушение требований к средствам измерений, испытательному оборудованию, вспомогательному оборудованию;
е) нарушение условий проведения исследований (испытаний) и измерений продукции;
ж) нарушение требований к персоналу.
Примечание. К нарушениям не относятся технические ошибки (описки, опечатки, грамматические ошибки).
для органов инспекции
- наличие в области аккредитации вида инспекции и продукции, подлежащей оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТС);
- наличие в штате органа инспекции работников, ответственных за инспекцию, по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, работающих на основе трудового договора в составе одного органа инспекции.
- К нарушениям органами инспекции процедур оценки соответствия, повлекших необоснованную выдачу документов, относятся:
а) нарушение области аккредитации;
б) нарушение требований к отбору образцов (проб) продукции;
в) нарушение требований к формированию программы инспекции;
г) нарушение требований к проведению инспекции.
Примечание. К нарушениям не относятся технические ошибки (описки, опечатки, грамматические ошибки).
Сведения об органах по оценке соответствия, которые вносятся в Единый реестр
Согласно п. 12 Порядка включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения» (далее Порядок), утвержденном Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. № 100 сведения об органах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах) и органах инспекций вносятся уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей:
- в отношении органа по оценке соответствия:
- наименование органа по оценке соответствия (далее - ООС) наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты, номер абонентского ящика (при наличии), фамилия, имя, отчество руководителя ООС; регистрационный или учетный (индивидуальный, идентификационный) номер, присваиваемый при государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством;
- статус в едином реестре («действует», «исключен»);
- дата включения в единый реестр (исключения из него);
- дата решения о включении в единый реестр (исключения из него);
- статус аккредитации («действует», «частично приостановлена», «приостановлена», «прекращена»);
- дата решения об изменении статуса аккредитации;
- регистрационный номер, дата регистрации и срок действия аттестата аккредитации;
- наименование и регистрационный номер аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), входящей в состав юридического лица наряду с органом по сертификации (при наличии);
- сведения о документах (наименования и даты выдачи), предусмотренных законодательством Республики Беларусь и подтверждающих, что орган по сертификации принимает соответствующие меры (например, страхование или создание резервов) для реализации ответственности в связи со своей деятельностью (при наличии);
- в отношении области аккредитации
- для органов по сертификации – наименования технических регламентов ЕАЭС (ТС) с указанием их обозначений, порядкового номера и года принятия, наименование продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации, и коды единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза по каждому техническому регламенту ЕАЭС (ТС) отдельно;
- для испытательных лабораторий (центров) – наименования технических регламентов Союза с указанием их обозначений, порядкового номера и года принятия; наименование продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации по каждому техническому регламенту ЕАЭС (ТС) отдельно, или продукции (групп продукции), включенной в единый перечень; определяемые характеристики (показатели) продукции; обозначения нормативных документов, содержащих методы исследований (испытаний) и измерений для определения этих характеристик (показателей), и при необходимости наименования методов исследований (испытаний) и измерений;
- для органов инспекции - наименования технических регламентов Союза с указанием их обозначений, порядкового номера и года принятия; наименование продукции (групп продукции), включенной в область аккредитации по каждому техническому регламенту ЕАЭС (ТС) отдельно.
Актуализация области аккредитации
Актуализация области аккредитации с целью осуществления работ по обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (ТС) проводится в случаях:
для испытательных лабораторий:
- изменения реквизитов, наименования юридического лица и (или) ООС;
- отмены, переиздания, замены ТНПА, введением в действие ТНПА, идентичных действующим, в части применения методик (методов);
- расширения номенклатуры объектов (не требующих оценки на месте) по методам (методикам) и процедурам, включенным в действующую область аккредитации;
- изменения состава реквизитов в форме области аккредитации или заголовков (подзаголовков) граф (строк) в форме таблицы области аккредитации.
для органов по сертификации:
- изменения наименования юридического лица и (или) ООС;
- прекращения действия НПА, отмены, переиздания, замены ТНПА, включая случаи, когда отменяется и заменяется не весь документ; внесением изменений (поправок) в действующие ТНПА; введением в действие ТНПА, идентичных действующим;
- расширения номенклатуры объектов (не требующих оценки на месте);
- изменения состава реквизитов в форме области аккредитации или заголовков (подзаголовков) граф (строк) в форме таблицы области аккредитации.
Для обеспечения своевременного проведения работ аккредитованным субъектам необходимо предоставить в адрес Государственного предприятия «БГЦА» следующие документы:
заявку, по форме, установленной в приложении 1 к Правилам аккредитации;
сравнительный анализ документов, по форме, установленной в приложении 4 к Правилам аккредитации;
проект области аккредитации в новой редакции или отдельные листы области аккредитации, которые необходимо актуализировать;
таблицы Паспорта технической компетентности (при необходимости), в которых приводится информация по актуализируемой области аккредитации;
копия документа, подтверждающего, что орган по оценке соответствия принимает соответствующие меры (например, страхование или создание резервов) для реализации ответственности в связи со своей деятельностью (при наличии).
Формы вышеперечисленных документов располагаются на страницах: "Аккредитация лабораторий" / "Аккредитация органов по сертификации" / "Аккредитация инспекционных органов"
Для органов по сертификации дополнительно - сертификаты компетентности экспертов-аудиторов
Расширение области аккредитации с целью реализации требований ТР ЕАЭС (ТР ТС)
Расширение области аккредитации с целью осуществления работ по обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям ТР ЕАЭС (ТР ТС) проводится в случае отсутствия в действующей области аккредитации (приложение №1 к аттестату аккредитации) методов испытаний (для испытательных лабораторий), аналогичной продукции (для органов по сертификации), включенных в перечень технического регламента ЕАЭС (ТС).
Для обеспечения своевременного проведения работ аккредитованным субъектам необходимо предоставить в адрес Государственного предприятия «БГЦА» следующие документы:
заявку,по форме, установленной в приложении 1 к Правилам аккредитации;
проект дополнения к области аккредитации;
паспорт технической компетентности;
изменения в руководство по качеству (руководство по системе менеджмента) (при необходимости);
копия документа, подтверждающего, что орган по оценке соответствия принимает соответствующие меры (например, страхование или создание резервов) для реализации ответственности в связи со своей деятельностью (при наличии).
Формы вышеперечисленных документов располагаются на страницах: "Аккредитация лабораторий" / "Аккредитация органов по сертификации" / "Аккредитация инспекционных органов"
Для органов по сертификации дополнительно:
сертификаты компетентности экспертов-аудиторов;
документы по оценке компетентности экспертов-аудиторов органом по сертификации.
Аналитическая информация