Национальная система аккредитации Республики Беларусь
Аккредитация в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь № 33-З от 11 октября 2024 г. «Об аккредитации Национальной системе аккредитации Республики Беларусь».
Целями аккредитации являются:
- обеспечение доверия производителей, потребителей продукции (работ, услуг) к деятельности аккредитованных субъектов и содействие в обеспечении достоверности результатов их деятельности;
- создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на международном и межгосударственном (региональном) уровнях;
- устранение технических барьеров в торговле.
Принципами аккредитации являются:
- гармонизация правового регулирования и подходов в сфере аккредитации с международными стандартами;
- компетентность как наличие у участников Национальной системы аккредитации, участвующих в проведении аккредитации, рассмотрении апелляций, деятельности Совета по аккредитации в Национальной системе аккредитации (далее – Совет по аккредитации), знаний и навыков, необходимых для эффективного осуществления своих функций;
- добровольность как свобода выбора заявителем на аккредитацию деятельности, компетентность в осуществлении которой он выразил желание подтвердить;
- открытость и доступность информации о порядке проведения аккредитации и принятых решениях по аккредитации;
- обеспечение для заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов равных условий;
- объективность органа по аккредитации, выраженная путем независимой оценки фактических обстоятельств при проведении аккредитации, основанной на актах законодательства и международно-правовых актах, современных достижениях науки, техники и технологий;
- беспристрастность как отсутствие у органа по аккредитации предпочтений или предвзятости в отношении заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов, иной заинтересованности при проведении аккредитации и принятии решений по аккредитации;
- независимость органа по аккредитации как недопустимость воздействия на орган по аккредитации в какой-либо форме государственных органов, юридических лиц или их представителей, физических лиц в целях оказания влияния на орган по аккредитации при проведении им аккредитации и рассмотрении жалоб;
- обеспечение конфиденциальности сведений, полученных при проведении аккредитации;
- возмездность аккредитации, выражающаяся в платности проведения
- аккредитации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и правилами аккредитации.
Национальная система аккредитации включает следующих участников:
- Президент Республики Беларусь;
- государственные органы, осуществляющие государственное регулирование в сфере
- аккредитации;
- орган по аккредитации;
- заявители на аккредитацию;
- аккредитованные субъекты;
- эксперты по аккредитации;
- технические эксперты по аккредитации;
- технические комитеты по аккредитации;
- комиссия по апелляциям.
При осуществлении деятельности по аккредитации реализуются положения следующих законодательных актов в их действующей редакции:
- Закон Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. N 33-З «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь»;
- Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»;
- Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
- Закон Республики Беларусь от 05 сентября 1995 г. № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений;
- Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. N 130-З «О нормативных правовых актах»;
- Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014);
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05 декабря 2018 г. №100 «О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения» (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии №62 от 22 мая 2023 г.);
- Правила ведения реестра Национальной системы аккредитации Республики Беларусь, утверждены постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30 июня 2025 № 80;
- Процедуры и иные вопросы аккредитации установлены в Правилах аккредитации и Критериях аккредитации.
В Национальной системе аккредитации Республики Беларусь аккредитацию осуществляет орган по аккредитации – республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный центр аккредитации», подчиненное Государственному комитету по стандартизации».
Орган по аккредитации осуществляет следующие функции (Статья 11 Закона № 33-З от 11 октября 2024 г.):
- проводит аккредитацию;
- разрабатывает рекомендации для заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов в целях аккредитации и поддержания их компетентности в определенной области аккредитации;
- принимает решения по аккредитации в отношении заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов на заседаниях технической комиссии по аккредитации;
- принимает решения по жалобам на действия (бездействие) должностных лиц органа по аккредитации;
- создает и координирует деятельность технических комитетов по аккредитации, обеспечивает функционирование технической комиссии по аккредитации, комиссии по апелляциям;
- проводит аттестацию экспертов по аккредитации в порядке, установленном Государственным комитетом по стандартизации;
- проводит оценку соблюдения порядка применения знака НСА в документах, выдаваемых аккредитованными субъектами, а также в документах, связанных с осуществлением аккредитованными субъектами деятельности в определенной области аккредитации;
- осуществляет формирование, ведение и техническое сопровождение Единой информационной системы в сфере аккредитации (далее – ЕИС), в том числе реестра НСА, является их владельцем
- осуществляет формирование и ведение национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее – Единый реестр ЕАЭС);
- осуществляет в соответствии с предоставленными ему полномочиями сотрудничество с органами по аккредитации иностранных государств и международными (региональными) организациями по аккредитации, а также с органами, осуществляющими деятельность в сфере аккредитации, созданными в соответствии с международно-правовыми актами;
- создает условия для признания за рубежом результатов аккредитации в Национальной системе аккредитации;
- в соответствии с требованиями международных договоров Республики Беларусь, соглашений, заключенных с международными (региональными) организациями по аккредитации, проходит оценку со стороны органов по аккредитации иностранных государств, международных (региональных) организаций по аккредитации, членом которых он является;
- осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства в сфере аккредитации, международно-правовыми актами и соглашениями, заключенными с международными (региональными) организациями по аккредитации и органами по аккредитации иностранных государств.
Согласно Статье 12 Закона РБ № 33-З заявителем на аккредитацию может быть юридическое лицо, намеревающееся получить аккредитацию для осуществления деятельности в качестве:
- органа по сертификации;
- испытательной лаборатории (центра), выполняющей испытания, которые являются процедурой в рамках определенной формы оценки соответствия техническим требованиям либо самостоятельной формой оценки соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, либо выполняющей измерения в целях определения одного или нескольких количественных значений измеряемой величины и (или) одной или нескольких качественных характеристик определенного объекта;
- организации, осуществляющей поверку средств измерений, в том числе государственную поверку средств измерений (поверочная лаборатория);
- организации, осуществляющей калибровку средств измерений (калибровочная лаборатория);
- организации, выполняющей работы по оценке параметров инспекции в целях предоставления информации о соответствии определенных объектов требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, стандартам, схемам инспекции (инспекционный орган);
- организации, выполняющей работы по производству (изготовлению, созданию) стандартных образцов (производитель стандартных образцов);
- организации, осуществляющей разработку и выполнение программ межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений) и несущей за них ответственность в целях проверки квалификации испытательных лабораторий (центров), поверочных, калибровочных лабораторий, инспекционных органов, производителей стандартных образцов и других аккредитованных субъектов (провайдер проверки квалификации) по их заявкам на основании договоров.
Аккредитации подлежат юридические лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в случае, если законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь или международно-правовыми актами предусмотрено, что получение аккредитации является обязательным условием для осуществления ими определенных видов деятельности.
В отношении структурного подразделения юридического лица заявителем на аккредитацию выступает соответствующее юридическое лицо.
Права и обязанности заявителей на аккредитацию определены в Статье 13 14 Закона Республики Беларусь № 33-3 от 11.10.2024.
Права и обязанности аккредитованных субъектов определены в Статье 14 Закона Республики Беларусь № 33-3 от 11.10.2024.
Рассмотрение поступивших в БГЦА жалоб и апелляций осуществляется в соответствии с разработанными согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17011 документированными процедурами
ДП СМ 7.12 Управление обращениями;
ДП СМ 7.13 Рассмотрение апелляций