Национальная система аккредитации Республики Беларусь
Аккредитация в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь осуществляется в соответствии с положениями нормативных правовых актов Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь № 437-З от 24 октября 2016 г. «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», Закон Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений») и с учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе.
В соответствии с Законом № 437-З от 24 октября 2016 г.:
Целями аккредитации являются:
- обеспечение реализации единой технической политики в области оценки соответствия;
- обеспечение доверия заявителей на проведение сертификации, заявителей на проведение испытаний и потребителей продукции, работ и услуг к деятельности аккредитованных субъектов;
- создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на международном и межгосударственном (региональном) уровне.
Принципами аккредитации являются:
- гармонизация правового регулирования и подходов в области аккредитации с международными стандартами;
- добровольность;
- открытость и доступность информации о процедурах и результатах работ по аккредитации;
- объективность, беспристрастность и компетентность органа по аккредитации, его независимость от заявителей на проведение аккредитации, заявителей на проведение сертификации, заявителей на проведение испытаний, владельцев сертификатов, изготовителей, уполномоченных изготовителями лиц, продавцов (поставщиков), потребителей продукции, работ и услуг;
- обеспечение для заявителей на проведение аккредитации равных условий в отношении аккредитации;
- обеспечение конфиденциальности сведений, полученных при аккредитации;
- недопустимость ограничения конкуренции аккредитованных субъектов;
- недопустимость совмещения деятельности по аккредитации с деятельностью по оценке соответствия и (или) с осуществлением контроля (надзора), за исключением периодической оценки компетентности;
- возмездность процедур аккредитации.
В структуру Национальной системы аккредитации Республики Беларусь включаются:
- Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;
- орган по аккредитации;
- Совет по аккредитации Национальной системы аккредитации Республики Беларусь;
- аккредитованные субъекты;
- эксперты по аккредитации;
- технические эксперты по аккредитации;
- технические комитеты по аккредитации.
При осуществлении деятельности по аккредитации реализуются требования:
В соответствии с п.2 Правил аккредитации «В Национальной системе аккредитации Республики Беларусь аккредитацию осуществляет орган по аккредитации – республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный центр аккредитации», подчиненное Государственному комитету по стандартизации».
Функции органа по аккредитации установлены в статье 49 Закона № 437-З от 24 октября 2016 г. Полномочия органа по аккредитации, права и обязанности заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов определены в главе 2 Правил аккредитации.
В соответствии с п.5 главы 1 Правил аккредитации орган по аккредитации осуществляет свою деятельность в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия".
Государственным предприятием «БГЦА» разработана, документирована, внедрена и поддерживается в актуальном состоянии система менеджмента, обеспечивающая постоянное соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17011-2018. Директором БГЦА утверждена Политика в области качества Государственного предприятия «БГЦА».
Государственное предприятие «БГЦА» осуществляет аккредитацию юридических лиц Республики Беларусь или иностранных юридических лиц, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности при выполнении работ по подтверждению соответствия, испытаниям, исследованиям и (или) измерениям, проверке квалификации, инспекции, а также аккредитацию юридических лиц Республики Беларусь и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поверку и (или) калибровку, по их заявкам на основании гражданско-правовых договоров.
В соответствии с п.6 главы 1 Правил аккредитации требования к заявителям на аккредитацию (аккредитованным субъектам) установлены в Законе Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», Законе Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», Правилах аккредитации, Правилах подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25 июля 2017 г. N 61, обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах (далее - ТНПА) Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, ТНПА, регламентирующих требования к оценке компетентности заявителей на аккредитацию (аккредитованных субъектов), основополагающих стандартах.
Документом об аккредитации является аттестат аккредитации, форма которого устанавливается Правилами аккредитации. В приложении к аттестату аккредитации определяется область аккредитации.
Права и обязанности заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов установлены в статье 58 Закона Республики Беларусь № 437-3 от 24.10.2016 и конкретизированы в главе 2 Правил аккредитации.
Рассмотрение жалоб и апелляций, поступивших в БГЦА, осуществляется в соответствии с разработанными согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17011 документированными процедурами:
ДП СМ 7.12 Управление обращениями;
ДП СМ 7.13 Рассмотрение апелляций.
Национальная система аккредитации Республики Беларусь признана в рамках Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) по 5 направлениям деятельности по аккредитации (испытательные, калибровочные, медицинские лаборатории, органы инспекции, провайдеры проверки квалификации). Аккредитованные в данных направлениях субъекты вправе применять комбинированный знак ILAC MRA в установленном порядке.
Международное признание Национальной системы аккредитации Республики Беларусь способствует минимизировать практику повторной оценки соответствия экспортируемой продукции, что сокращает издержки белорусских производителей и повышает конкурентоспособность белорусских товаров и услуг.